Про IT-специалистов и деньги

Коллега сокрушается, что IT-специалисты далеки от денежных вопросов. Однако, раз уж мы все работаем на компании или организации, одной из важнейших задач которых является или заработать деньги или наиболее эффективно их потратить (если вы несогласны - проконсультируйтесь со своим менеджером ;-), то о деньгах все-таки нужно помнить.

Меня уже много лет расстраивает, что многие IT-специалисты, с которыми мне довелось общаться, в основу своих решений закладывают не финансовую целесообразность, а личные предпочтения. Я согласен, что от IT-специалиста, как говорится, многое не требуется - главное чтобы вверенные системы надежно работали и развивались соразмерно развитию потребности в них вашей компании.

Однако, можно делать что-то с эффективностью X, а можно с эффективностью X+Y, X*Y или даже X^Y. Эффективность - это не только степень удовлетворения потребностей компании в IT, но и объем затрат на это. В нашем примере коэффициент Y может как раз в какой-то степени включать оценку эффективности расходования средств на IT. Также Y может быть выражением количества денег, которые ваша компания дополнительно заработала в результате лично вашей эффективной деятельности по внедрению IT.

И когда настанет время отчитываться о работе, которую вы делаете, вы сможете сказать "... а еще в результате принятия мною именно этого, а не другого решения, наша компания сэкономила/заработала столько-то". Уверяю, если вы начнете разумно говорить с руководителем на понятном ему языке, это повысит ваш личный рейтинг и поможет карьере.

Впрочем, это уж совсем идеальный вариант. Достаточно и того, чтобы принимая решения вы умели представлять, во что по факту выльется его реализация. Деньги - это не только средства на покупку серверов и софта, но и ваше рабочее время, время тех, кто будет потом этим всем пользоваться и время заказчиков (клиентов), которые так или иначе затрагиваются работой информационной системы.

Я не убеждаю в том, что нужно немедленно пойти и записаться на курсы бухгалтеров или получить степень MBA. Просто нужно помнить, что вас наняли для того, чтобы компания работала эффективнее и в конечном итоге эта эффективность выражается в деньгах.

Рассмотрим на примере. ОС Windows XP Professional стоит около $150 (пошел и посмотрел у дистрибьютора на сайте). Вашему коллеге, который занимается работой с клиентами (продажами), допустим платят $1000 в месяц. Добавим к этому налоги, которые заплатит за него компания, стоимость аренды офиса, стоимость компьютера, чая, кофе, уборки и так далее и получим, что на самом деле расходы компании на него составляют около $2000 в месяц. В месяце 22 рабочих дня. То есть, $90 в день или $11.25 в час или $18 центов в минуту.

Амортизацию настольного софта часто расчитывают исходя из срока использования в три года. Итого $150/3/12 = $4.16 в месяц или 18 центов в день. И тут вы взяли и поставили всем бесплатную ОС Linux! Получается, экономически оправдано использовать Linux, а не Windows в том случае, если пользователь будет тратить каждый день на работу на альтернативной платформе на 18 центов времени меньше, чем он потратил бы на работу с Windows XP. Сэкономить 18 центов в день можно в том случае, если пользователь ежедневно будет тратить на работу с Linux на минуту меньше, чем если бы он работал на Windows.

Верите? Я - нет. Еще можно представить, что пользователь получает в два раза меньше денег - тогда минута превращается в две. Можно еще "подвигать" в этой модели какие-нибудь цифры и попытаться получить кардинально отличающиеся результаты. Также можно попробовать добавить в модель новые параметры - было бы интересно, если бы это сделали IT-специалисты! Нужно взять Excel, сделать табличку и получить на выходе те или иные цифры.

Такие вот простейшие экономические модели очень хорошо рисовать в Excel и потом пытаться их менять, добавляя или изменяя элементы и их значения. Еще потом очень хорошо показывать их начальству в качестве обоснования своих решений и обсуждать цифры в них. Это точно повысит вашу личную эффективность и добавит вам веса в глазах начальства :-)

Мне доводилось видеть сложнейшие модели расчета справедливой цены акций огромных компаний - нефтяных, газовых, металлургических. Это такая табличка, в которой несколько тысяч параметров: показатели добычи, доходности, исторические данные, числовое выражение трендов, рисков и так далее. И всего одно число в конце. Например, $9.21. Меняется что-то, где-нибудь в табличке убирают, скажем, цифру 44.22 и на ее место ставят 11.33, а потом появляется новость вроде "инвестиционная компания такая-то изменила рекомендацию по таким-то акциям с держать на продавать и установила новую справедливую цену на уровне $9.21" ;-)

Приведенная мною выше модель "Linux vs. Windows" не является рабочей. Я ее просто придумал на пустом месте, чтобы показать как в принципе можно поступать при принятии IT-решений. По уму, туда нужно добавить еще нескольно показателей, таких как стоимость логистики, внедрения, поддержки, управления, интеграции с другими системами компании и так далее, далее и далее. Но принцип понятен: думать о деньгах просто и такая инициатива будет понятна всем - от коллег до финансового и генерального директора. Там вы наверняка найдете поддержку.

Вообще, раз уж я Win the Web Evangelist, мне стоило бы привести пример модели для чего-нибудь связанного с корпоративным вебом. Однако, оставим это на потом - я ее подумаю и напишу позже. Пока что, под влиянием эмоции, возникшей по результатам чтения постинга под названием "ITшник это тоже, что и уборщица?", мне захотелось написать именно то, что написалось ;-)

Тем временем в офисе Microsoft в Москве было 08:50 утра, десятки, если не сотни людей и работа уже кипела по-полной. Начинался новый день ;-) Но самый интересный день будет завтра - увидимся на "Платформе"! Там мы будем представлять Office System 2007, Windows Vista и новый Exchange Server 2007.

Published 12 December 06 04:46 by pdidenko

Comment Notification

If you would like to receive an email when updates are made to this post, please register here

Subscribe to this post's comments using RSS

Comments

# cyberb0b said on December 12, 2006 2:03 AM:

А имеется какой-нибудь шаблончик (Excel) или ссылка нанего?

# pdidenko said on December 12, 2006 2:19 AM:

cyberb0b, нет шаблончика, к сожалению. Это все я сейчас из головы придумал. Я хотел нарисовать табличку, но постинг был вызван сиеминутной эмоцией, а не спланирован ;-) заранее и я в процессе его написания подумал, что если я сейчас буду еще табличку рисовать, то надо делать это серьезно - с множеством факторов. Однако, чем больше бы там было критериев, тем более спорной была бы методология - у всех абсолютно разные подходы к тому, что в такой модели можно учитывать ВООБЩЕ. А хотелось донести простой мессадж - пробуйте считать!!! Это тоже хороший опыт и замечательный задел на будущее для любого IT Pro. Ну и "рождение" такой, более сложной таблички, заняло бы ... ну пару часов + необходимость консультаций с кем-нибудь Большим и Опытным конкретном вопросе. Какие уж тут были бы эмоции :-)))

# Andrey Malenkov said on December 12, 2006 2:46 AM:

В часу 60 минут вроде бы...

$11.25 в час не дает $1.4 за минуту. А дает примерно $0.19.

А в остальном - согласен :)

# Чечеткина said on December 12, 2006 5:55 AM:

не согласна.

это все очень хорошо и здорово в теории.

конечно, любой работник, будь то IT-специалист, или кто другой должен думать о том, какие преимущество принесет компании то или иное его решение.

Но при всем моем уважении, ITшник, да и любой другой непрофессионал (не бухгалтер и не специалист с MBA) не сможет правильно и точно расчитать все параметры, которые влияют на его решение/все параметры, которые поменяются от его решения.

Ты пишешь, что модели могут быть сколь угодно сложными. а экономисты знаешь почему строят модели? вообще, что такое модель? модель - это упрощенное в несколько раз (зависит от сложности модели) видение ситуации. обычный работник офииса не может без специальных знаний построить модель, которая будет отражать реальную ситауцию. если он что-то не учтет, а влияние чего-то другого переоценит, и пойдет махать  распечаткой перед лицом начальника - хороший начальник разберется в цифрах и в лучшем случае, пошлет нерадивого работника на повышение квалификации. потому что модель, построенная непрофессионалом, в которой неучтенными могут остаться важные показатели приведет к ошибочному и невыгодному результату.

поэтому каждый должен заниматься своим делом - уборщица - убирать, чтобы было чисто.

ITшник - следить, чтобы у него все работало. и если нужно поменять ОС - сказать экономисту все выходные данные (цены),

а экономист или бухгалтер уже будет просчитывать, какое решение более выгодно для компании.

# pdidenko said on December 12, 2006 6:25 AM:

Andrey Malenkov, спасибо - поправил соответствующим образом. Чего только не насчитаешь спросони ;-)) Я вообще, забавно - 1 минуту рабочего времени не самого дорогого сотрудника стоит столько, сколько целый день (480 минут) пользования практически самой дорогой, профессиональной редакцией Windows XP ;-) Завораживает.

# Kirill Sleta said on December 12, 2006 7:38 AM:

>ITшник - следить, чтобы у него все работало. и если >нужно поменять ОС - сказать экономисту все выходные >данные (цены),

>а экономист или бухгалтер уже будет просчитывать, >какое решение более выгодно для компании.

Хорошая же будет эффективность, если ИТ решения будет принимать экономист, да еще и на основе цен. :)

Даже представить страшно.

# Чечеткина said on December 12, 2006 8:18 AM:

Вы передергиваете.

я плохо знакома с экономикой, (я социолог по образованию), но знаю, что экономичесая модель - это упрощенное видение реальности. так же как у социологов выборочная совокупность (sample) - это репрезентативная модель генеральной совокупности.

если человек, который не имеет профессиональной специализации будет строить выборку, он имеет очень очень много шансов сместить ее по куче переметров, так что главное ее качество - репрезентативность - будет утеряно.

так же и с экономическими моделями. модель, построенная непрофессионалом _очень редко_ бывает правдивой. зачем делать что-то плохо, если другой сможет селать это лучше?

вот, что я хотела донести.

# Alexander Korchagin said on December 12, 2006 1:34 PM:

все вы "мэнэджеры". нифига не делаете, ит-специалисты, блин.. знаю что удалите коммент, но все же прочитайте и знайте - мЭнЭджером быть _не_ круто. p.s. займитесь делом

# DeColores said on December 12, 2006 3:43 PM:

Хм... Ну, во-первых (возвращаясь к "ITшник это тоже, что и уборщица"), на самом деле, особо в России никто и не пытается нормально "считать" - ни Дирехтор, ни прыщавый куль хацкер. Да думаю, и за пределами России тоже немного ИТ-инфраструктур реально "рассчитаны".

Потому, что если бы менеджеры "считали", они бы более тщательно подходили к подбору кадров - и профессия "эникейщик" попросту не существовала бы - на работу бы просто НЕ БРАЛИ секретаря, которой нужен отдельный "специалист", способный добавить и тем более - удалить нумерацию страниц в Word. А до тех пор, пока максимум, на что способны экономисты - это передирать друг у друга формулы Excel-я, продукты Microsoft действительно оправданы в экономическом смысле - их поверхностное освоение занимает минимум времени. Я знаю организацию, в которой порядка 100 компьютеров, несколько серверов и при этом админ и не собирается ставить AD. Он слегонца настроил доступ, создание новых пользователей занимает "немного" времени (всего-то 4 сервера, да и доступ нужен не везде сразу) и все дела. При этом его постоянный страшный сон - "Вот только стремно, если слетит база юзеров на "главном" сервере". Конечно - бэкапы системы он тоже не делает (догадывается, что это можно, но - не умеет). В итоге фактически сетка устроена по-дилетантски. А был бы образованный в ИТ отрасли профессионал....

К чему это все? Да к тому, что объем НЕОБХОДИМЫХ знаний настоящего профессионала в Windows и *nix различаются несущественно. И то, что с продуктами МС могут работать полные дилетанты, создает ощущение у "директоров", что так лучше. А если админы (те, которые настоящие профи) стоят одинаково, интерфейсы офисных пакетов - похожи и разница только в стоимости лицензии - кто выйграет?

Еще в 99 году я, готовясь к очередному совещанию, записал в блокнот примерно такую фразу (Было навеяно высказыванием, что Windows кто угодно администрировать, а вот IBM AS/400 - нет):

"Если систему может администрировать первый попавшийся человек - ее и будет администрировать кто попало. Вы готовы доверить управление вашими данными человеку, который не знает, как это должно делаеться?"

ЗЫ С другой стороны - мир, в котором мы живем - такой, какой он есть. И пока не все "ИТ-профессионалы" знают, что такое политика раздачи прав по схеме A-G-DL-P. А самому всех их - не научить.

# Oleg Vladimirov said on December 13, 2006 12:06 AM:

А что мешает ITшнику после того, как он составил модель на основе своего понимания бизнесса, пойти к профессионалу и проконсультироваться, вместе поправить смещения приоритетов и, возможно, добавить/убрать пункты? Все мы работаем в компаниях, и работаем вместе.

# pitricius said on December 14, 2006 7:31 AM:

Понравилось :-) Экономика для юристов почти :-) Был такой учебник в МУ МВД у соседа

# Дмитрий Барабанов said on December 21, 2006 8:19 AM:

Господа, мы все знаем, что IT-специалисты есть разные. От эникейщика никто не потребует рассчитать эффективность IT-проекта. От директора по IT могут, и в некоторых случаях даже должны. Стало быть, директор по IT, который в итоге отвечает за проект, должен в свою очередь обладать необходимыми экономическими знаниями - ну или иметь в своем распоряжении сооветствующего специалиста. Что сполошь и рядом происходит, например, на Западе. И у нас потихоньку дело к этому идет.

# Victor User said on January 4, 2007 7:55 AM:

Вы про антивирусы забыли.....и про траффик,который

они съедают....и про офис...и.т.д

# Ivan_83 said on January 15, 2007 3:39 PM:

DeColores -

Знаете, а за мкадом и золотым кольцом тоже есть жисть, и она немного другая. :)

Например у меня не специальное ИТ образование, и осваивал я это всё сам, постепенно, по началу как хобби.

Когда в 2003 году меня взяли на работу, то требовался как раз человек на уровне обьясни/почини (везде был 98 виндовс). Сейчас у нас избыточная инфрастурктура с тремя КД (АД поднят, домен один), при этом два оффиса соединённые по ВПН и всего 20 компьютеров.

Что такое A-G-DL-P узнал только сейчас, хотя оно уже год как применено :)

Начальству нет дела до того что и как организованно, вообще, главное чтобы работало и стоило не дорого, по возможности, ему плевать на АД, КД и всё остальное.

А страшилок про админов я могу вам сколько угодно порассказать, таких, что волосы дыбом встанут, и сетка на 100 клиентов без АД покажется раем.

Руководство многих небольших предприятий и контор не торопится легализоватся, и установлен Виндовс ХРпро, Виста, 2003 сервер или линукс их вообще не волнует.

# s0s said on September 3, 2007 6:03 AM:

Согласен с Ivan_83 жизнь за мкадом существует, и конторы не торопится легализоваться, но не по причине того, что не понимают чем рискуют итд, а потому что хозяева бизнеса, те, что в пределах мкада, не собираются вкладываться в эти не несущие, по их мнению, отдачи «активы». И ситуация не изменится пока за нелегальный софт будут наказывать людей которые не принимают решения: "платить/отложить в конец пачки счетов".

Leave a Comment

(required) 
(optional)
(required) 

  
Enter Code Here: Required

About pdidenko

Информация, связанная с моей работой в компании Microsoft, приводится "как есть", без каких либо гарантий и обязательств. Все высказанное здесь – моё личное мнение, за которое Microsoft ответственности не несет. Меня зовут Петр Диденко, я работаю в русском представительстве Microsoft в Москве. Моя позиция называется Win The Web Evangelist, а наш отдел носит гордое наименование Developer & Platform Evangelism (DPE). По-русски "департамент стратегических технологий". DPE is committed to broad platform adoption and a vibrant ecosystem of customers, partners and developers. Through evangelism, marketing and sales, DPE helps secure the Microsoft platform, now and in the future. The WTW Evangelist role is both technical and business evangelism role, with the mission of driving adoption of the Microsoft platform by local hosting provider companies, web-developers (both companies and individuals) and Web-users. Если Вам нужен хороший контакт в Microsoft, связанный с веб-технологиями, с веб-разработчиками и средствами разработки, с серверными технологиями для веб-хостинга и хостинга приложений - пожалуйста, обращайтесь. Мой адрес pdidenko собачка сами знаете что :-)

Search

This Blog

Tags

Syndication

Page view tracker