Welcome to TechNet Blogs Sign in | Join | Help

В мыслях о TechNet

Коллеги!

Сейчас в разгар лета мы начинаем готовить традиционную серию семнаров TechNet, которая как всегда прокатится по стране осенью, ориентировочно в октябре, начале ноября. Будет много новшеств, и может быть даже неожиданностей. Но главное, мы на это очень надеемся :), будет интересно.

Однако мне бы хотелось услышать ваши пожелания, а именно, какие темы для вас наиболее важны и интересны? Только не абстрактно (Windows Server 2008, или все о Windows Server 2008), а достаточно конкретно, по возможности, конечно. :) Ну, например, backup Active Directory, или там, управление веб-серверами в режиме Server Core.

Не буду ничего обещать, не стоит это рассматривать как голосование, но услышать ваше мнение действительно важно.

В общем, как обычно комментарии всячески приветствуются. :) 

Пять лет в MS в картинках

Ровно пять лет назад состоялся мой первый рабочий день в компании Microsoft. В московском офисе меня сфотографировали, нагрузили информацией, дали презу, которую надо было прочитать на следующий день, и отправили обратно в Питер.

clip_image002

Сидим в офисе. Вдруг коллега рядом начинает давиться от смеха. Показывает мне главную страницу веб-сайта одного из ведущих партнеров MS в Питере. В центре страницы красивый баннер и информация о совместной промо-акции. А справа колонка с рубрикой «Анекдот дня»:

Объявление: «Ищу поклонников Microsoft. Найду – убью!»

Так я понял, что партнеры – наше все. :) А это – один из сувениров от партнера на Новый год:

clip_image004

Я все ждал, когда же начнется та самая настоящая работа. Но лето – особое время. Сначала я попал на отмечание завершения финансового года, потом на team building. Два дня ходили по лесу, прыгали с деревьев на тарзанку, играли в разные заумные и интересные игры. Пионерский лагерь! :)

clip_image006

Я-то думал, что попал в очень серьезную компанию… :)

clip_image008

Снеговик :)

Так и оказалось. Работы становилось все больше, задания становились все ответственнее. :)

clip_image009

После штурма.

И вот теперь я ношу высокое звание эксперта по информационной инфраструктуре. Красивое название! Ну, собственно сам и придумал. :) А по сути – евангелист (в определенной области, конечно :))

clip_image011

Спустя пять лет выгляжу примерно так:

clip_image013

При этом от деликатных коллег чаще всего можно услышать два синонима слова «разжиревший»: возмужавший и заматеревший. :)

Если чуть серьезнее, это были очень хорошие, яркие, запоминающиеся пять лет. Надеюсь , следующие пять буду не менее интересными. А главная ценность моей работы – общение с людьми, с вами.

За что вам большое спасибо!

Ну, и по традиции… вопросы? :)

ashapo3

Posted by ashapo | 7 Comments

Семинары TechNet: вопросы и ответы (2)

Как и обещал в предыдущем посте, вопросы / ответы с веб-трансляции по кластерам.

Построение надежной и управляемой инфраструктуры на базе Windows Server 2008

Вопрос. Какие на Ваш взгляд преимущества/недостатки у конфигурации файлового сервера, поднятого в классическом виде на отказоустойчивом в кластере, и поднятого в виде виртуального сервера на том же отказоустойчивом кластере

Ответ. Основной недостаток в том, что виртуализация все же потребует некоторых накладных расходов. Плюсы будут в том, что кластер будет на порядок доступнее и гибче, особенно с точки зрения быстрой миграции или развертывания новых виртуальных машин.

Вопрос. Как я понимаю, Access-Based Enumeration теперь встроен в систему?

Ответ. Совершенно верно. Access-Based Enumeration позволяет пользователю видеть только те общие папки, на которые у него есть права. Нет прав на папку – папка не видна. Эта возможность появилась впервые в Windows Server 2003 SP1 в виде специального пакета, который нужно было устанавливать дополнительно. В Windows Server 2008 Access-Based Enumeration встроен изначально и, в том числе, поддерживается на кластерных структурах.

Вопрос. А когда выйдет Storage 2008?

Ответ. Выпуск Windows Storage Server 2008 запланирован на начало 2009 года.

Вопрос. Что будет при падении наблюдателя (witness)? Всего лишь потеряется один голос?

Ответ. Да, но этот голос влияет на количество узлов, которое может выйти из строя. К примеру, в кластере 4 узла и соответственно 4 голоса, плюс еще один голос у наблюдателя. Итого, 5. Если наблюдатель «жив», мы можем потерять половину узлов (два из четырех), но кластер будет работать, так как из пяти голосов у нас остается три, то есть большинство. Если witness не доступен, из 4 узлов можно потерять только один, если же «упадут» два, «упадет» весь кластер.

Вопрос. Как сохраняется состояние виртуальной машины (содержимое памяти) при падении узла? Следующий узел запускает виртуальную машину с нуля?

Ответ. Если произошло внезапное падение узла, то просто некому сохранить содержимое памяти и состояние виртуальных машин. В такой ситуации работоспособный узел запускает виртуальные машины с нуля. Подробности в веб-трансляции Андрея Бешкова, посвященной Hyper-V.

Вопрос. Основной фичей Storage Server является iSCSI Target? Или же есть множество улучшений направленных на повышение производительности дисковых операций?

Ответ. Конечно не только iSCSI. Возможности Windows Storage Server можно посмотреть здесь. Отмечу, что данный продукт не доступен (не продается) в виде софта как такого. Это «начинка» для хранилищ и поставляется только OEM-партнерами в виде соответствующих «железных» решений.

Вопрос. Возможно ли поднять кластер для Hyper-V?

Ответ. Да. Об этом опять же рассказывал Андрей Бешков в уже упомянутой трансляции.

Вопрос. Выбор SMB подразумевает поддержку SMB2? Или это зависит от того, на чём крутится хранилище?

Ответ. Способ взаимодействия клиента с кластером в общем случае не зависит от способа взаимодействия кластера с хранилищем. Поэтому выбор скорее зависит от того, какой клиент подключается к серверу, точнее, поддерживает ли клиент SMB2.

Вопрос. Существует ли вариант с размещением контроллеров домена на тех же серверах, которые являются участниками кластера? Например, есть только 2 сервера в филиале, на которых предполагается поднять кластер.

Ответ. Узлы кластера могут быть контроллерами домена. Это не рекомендуемая конфигурация, но технически реализуемая. Некоторые нюансы можно посмотреть здесь.

Вопрос. Можно ли увеличивать/уменьшать размер VHD после их создания? И если можно, то все ли типы дисков позволяют это делать?

Ответ. Возможны три основные операции: Compact, Convert, Expand. Compact сокращает размер файла, удаляя не используемое внутри VHD-файла пространство. Применяется к динамическим и дифференциальным дискам. Convert преобразует динамический диск в фиксированный и наоборот. Expand позволяет расширить ёмкость динамического или фиксированного диска.

Вопрос. Чем выгоднее использование кластера для файлового сервера, нежели DFS? Только тем, что все данные лежат на одном ресурсе?

Ответ. Не только. Но действительно, если данные хранятся на дисковом массиве или SAN, использовать DFS для создания отказоустойчивой структуры вы не сможете. А именно такой вариант обеспечивает высокую скорость доступа к файлам и масштабируемость. Если речь идет о геокластере? Скажем, Fibre Channel позволяет удалять узлы от хранилища на довольно большие расстояния. Если расстояния очень большие? Да, вполне возможно решение на основе DFS. Но надо иметь в виду, что в случае изменения одних и тех же данных на нескольких репликах, возникнут конфликты. Способы их разрешения зависят в том числе и от используемых для работы с файлами приложений. На практике DFS в основном используют для репликации данных по топологии звезда, когда есть одна реплика, допускающая изменения, остальные используются в режиме «только для чтения». Наконец, кроме отказоустойчивости реплик необходимо еще обеспечить отказоустойчивость корня DFS.

Вопрос. А возможно ли поднять на каждом из узлов свои VM (для баланса нагрузок), которые в случае падения узла мигрируют на работоспособный узел как в случае failover cluster?

Ответ. Можно. После того, как вы развернули на кластере очередную виртуальную машину, в консоли управления кластером вы можете перевести ее на нужный узел и, тем самым, вручную сбалансировать нагрузку. При выходе этого узла из строя данная виртуальная машина будет перезапущена на одном из оставшихся узлов.

Вопрос. А сами узлы по какому протоколу взаимодействуют с хранилищем (SMB/SMB2)?

Ответ. Это взаимодействие определяется интерфейсом хранилища: Fibre Channel, iSCSI, Serial Attached SCSI (SAS).

Ничего не забыл?

Семинары TechNet: вопросы и ответы

Коллеги, весной этого года прошла традиционная серия семинаров TechNet. В мае мы провели и записали веб-трансляции по всем презентациям прошедшей серии. Записи трансляций можно скачать здесь. Не на все вопросы мы с Андреем Бешковым успели /смогли ответить. А посему предлагаю вашему вниманию вопросы, некоторые комментарии и ответы, прозвучавшие во время этих веб-трансляций. Хороший повод освежить в памяти информацию, посмотреть на самые популярные вопросы и, конечно, задать свои, если таковые созреют.

Я читал веб-касты по ядру Windows Server 2008 и по службам кластеризации Windows Server 2008. Соответственно, публикую вопросы и ответы по этим темам.

Начнем с ядра, следующий пост оставим за кластерами. Некоторые вопросы повторялись по смыслу, например, про iSCSI, в таких случаях я оставлял какую-то одну формулировку.

Ключевые изменения в ядре Windows Server 2008

Вопрос. Известно ли сейчас, как будет реагировать Hyper-v на добавление процессора и памяти?

Ответ. Имеется в виду возможность горячего добавления процессора и памяти, реализованная в Windows Server 2008. Известно, два раза нет. Нет номер один. В первом релизе гипервизор не будет поддерживать горячее добавление процессора / памяти. Более того, эта возможность Windows Server 2008 будет вообще недоступна при включении роли Hyper-V. Для добавления / обновления «железа» необходимо либо выключать все виртуальные машины, а затем и физический сервер, либо с помощью Quick Migration перекидывать виртуалки на другой хост и выключать исходный. Нет номер два. Не будет реализовано горячее добавление ресурсов виртуальной машины. То есть нельзя на ходу добавить виртуалке дополнительный виртуальный процессор или увеличить память.

Вопрос. Хотелось бы услышать пару слов про то, что Hyper-V – это NUMA-aware приложение (прочитал на технете), и чем это хорошо или нет? :)

Ответ. Все верно, Hyper-V – это NUMA-aware приложение. В системах NUMA память разбита на блоки с тем, чтобы уменьшить конкуренцию процессоров за этот важный ресурс. Соответственно, для каждого процессора существует «предпочтительный» («локальный») блок памяти, доступ к которому реализуется максимально быстро. В таких системах гипервизор пытается запланировать выполнение потоков соответствующих виртуальных машин на процессорах в тех блоках, в памяти которых расположены данные виртуальных машин. И наоборот, если виртуальная машина запрашивает память, гипервизор будет пытаться выделить ее в локальном блоке процессора, на котором данная виртуальная машина запущена. Такой подход позволяет повысить производительность. Отмечу, Virtual Server 2005 R2 также поддерживает архитектуру NUMA.

Вопрос. SMB2 необходимо включать дополнительно, или Windows Server 2008 и Vista SP1 сами «договорятся»?

Ответ. Сами «договорятся». Если и клиент, и сервер поддерживают SMB2, то он и используется, в противном случае используется SMB1.

Вопрос. Могут ли символические ссылки разрешаться на клиенте? Если нет, то причем тут SMB?

Ответ. Могут. Именно на клиенте они и разрешаются. Символические ссылки могут указывать на файл или папку, причем как локальную, так и удаленную. Поэтому и SMB был модифицирован, чтобы корректно отрабатывать работу с символическими ссылками, указывающими на удаленный ресурс. Более того, были изменены многие команды, например, команда Delete, чтобы при удалении символической ссылки удалялась ссылка, а не ресурс, на который она указывает.

Вопрос. Есть ли Microsoft iSCSI Target под Windows Server 2008 (под 2003 был в спец. версии)?

Ответ. Есть и iSCSI Target, и iSCSI Initiator. Чтобы можно было создавать таргеты и управлять ими, необходимо через Server Manager в разделе Features добавить Storage Manager for SANs. Предварительно надо подключить само хранилище, например, SAN. Эта возможность есть во всех редакциях, кроме Web, если не ошибаюсь. iSCSI Initiator доступен сразу после установки ОС в Administrative Tools.

Вопрос. Разве в Windows Server 2008 где-то есть boot.ini или параметр /3GB, упомянутый в презентации?

Ответ. Файл boot.ini больше не используется для Windows Vista и Windows Server 2008. Параметры загрузки хранятся в Boot Configuration Data (BCD) и изменяются с помощью утилиты командной строки bcdedit.exe. Описание всех параметров можно найти здесь. В частности параметр INCREASEUSERVA определяет размер адресного пространства для User Mode в 32-битных версиях Windows. Его предельное значение 3072 имеет тот же смысл, что /3GB для предыдущих версий.

Вопрос. Про службы: сервер Hyper-V будет ждать сколько нужно, пока завершится работа ВМ (с установленными IC), или будет выдавать таймфрэйм на завершение работы ВМ и потом ее закрывать?

Ответ. Hyper-V заморозит гостевые машины и только потом выключится.

Вопрос. С автоматическими исправлениями файловой системы, не получится ли так, что файлы будут портиться незаметно для пользователя? Если обнаружено повреждение файловой системы, файл может быть усечён?

Ответ. Нет. Если произошли ошибки на уровне файловой системы NTFS, специальный поток устранит ошибки и запротоколирует свою работу в системном журнале. Повреждение самого файла может произойти в случае повреждения носителя, скажем, bad blocks на HDD. Такие проблемы NTFS, конечно, исправить не может.

Вопрос. Расскажите подробнее про DTC и откат изменений базы данных на SQL Server, нужна ли при этом остановка службы SQL Server?

Ответ. В общем случае, конечно, нет, остановка службы SQL Server не потребуется. Подробнее постараемся осветить эту тему в одной из будущих веб-трансляций.

Вопрос. API по DTC и case-studies где можно найти? В Windows Server 2003 DTC также можно применять, или там нет и не будет транзакций реестра и файловой системы?

Ответ. API по DTS можно найти на сайте MSDN, например, здесь. Кейсы именно по DTS вряд ли есть, как вариант, можно посмотреть кейсы по SQL Server, здесь. Что касается второй части вопроса, то надо отметить следующее. Возможность использовать распределенные транзакции пользовательского режима существует давно и в разных продуктах / службах (SQL Server, MSMQ и пр.). Транзакции на уровне ядра, в частности, транзакции NTFS и реестра, контролируются модулем Kernel Transaction Manager, который присутствует только в Vista и Windows Server 2008.

Вопрос. Еще бы посмотреть на 2 висты, копирующих один файл одновременно?

Ответ. Сначала поясню суть вопроса. В демонстрации я показывал, как один и тот же файл размером около 250 МБ одновременно (ну, почти :)) начинал копироваться с Windows Server 2008 на Vista SP1 и на XP SP3. За счет SMB2 и оптимизации стека TCP/IP в Vista и 2008-ом копирование на Висту происходило гораздо быстрее. Про SMB2 речь шла в данной трансляции, про усовершенствования TCP/IP можно узнать из следующих трансляций Андря Бешкова:

http://www.microsoft.com/rus/events/detail.mspx?eventid=1032369953 http://www.microsoft.com/rus/events/detail.mspx?eventid=1032369951

Я поэкспериментировал с двумя Вистами на виртуальных машинах: копировал одновременно на две Висты и еще попробовал копировать с одной Висты на другую. В обоих случаях скорость копирования в несколько раз выше, чем в случае с XP.

По ядру пока все. Если свой вопрос не обнаружили, или созрел новый, пишите.

Продолжение (по кластерам) следует. Удачи!

Сокеты, ядра и Windows

С распространением многоядерных процессоров все чаще всплывают вопросы о том, сколько же процессоров или ядер поддерживает та или иная редакция Windows? И делает ли вообще Windows различия между ядрами и процессорами? А если еще включить Hyper-Threading? Меняются ли при этом правила лицензирования?

Действительно, если поискать/посмотреть на официальные ресурсы Microsoft, то ясность появляется только с последним вопросом. Согласно данной статье серверное ПО лицензируется по количеству физических процессоров, а не ядер. Иными словами, лицензия на процессор распространяется и на все ядра этого процессора, сколько бы их ни было.

С финансовой точки зрения это понятно и хорошо – не нужно покупать отдельную лицензию на каждое ядро. Но применительно к операционным системам сильно понятнее не становится. Простой пример, представим себе сервер с двумя четырехъядерными процессорами. Вопрос: «Какая минимальная редакция Windows Server 2003 сможет задействовать все восемь ядер этого сервера»? Для тех, кого подробности не интересуют, сразу отвечу: «Windows Server 2003 Web Edition». А теперь углубимся в детали.

Начнем с терминологии. Не претендуя на строгие определения, хотелось бы выделить:

- Физический процессор – чип, содержащий в себе основные компоненты (АЛУ, блок управления, кэш-память первого и второго уровня), реализующие вычислительный процесс.

- Физический процессор крепится в сокет на системной плате. Количество задействованных сокетов, таким образом, совпадает с количеством установленных физических процессоров. В данном контексте сокет и физический процессор можно рассматривать в качестве синонимов, поскольку лицензирование осуществляется именно по количеству физических процессоров.

- Ядро процессора собственно выполняет вычислительные операции. Современные процессоры могут содержать более одного ядра.

- Логический процессор – процессор, который «видит» Windows, то есть который используется планировщиком ОС для планирования и выполнения потоков. Количество логических процессоров равно сумме ядер всех установленных физических процессоров. Однако если физический процессор поддерживает технологию Hyper-Threading, и данная технология разрешена в BIOS компьютера, каждое ядро физического процессора рассматривается ОС как два логических процессора.

Также надо отметить, что дистрибутивы всех систем семейства Windows NT вплоть до Windows Vista содержали разные наборы файлов ядра ОС (ntoskrnl.exe и hal.dll) для однопроцессорных конфигураций (конфигураций, в которых ОС «видит» только один логический процессор) и для многопроцессорных. Windows Vista и Windows Server 2008 содержат только многопроцессорное ядро.

Теперь самое главное. При выборе редакции операционной системы необходимо помнить про два важных ограничения.

1. Лицензионное ограничение. Согласно лицензии, разные редакции Windows допускают одновременное использование различного числа физических процессоров (сокетов). И это лицензионное ограничение технически реализовано в соответствующем дистрибутиве.

Поясню, что означает эта фраза. Ограничение является лицензионным, потому что с точки зрения внутреннего устройства операционной системе абсолютно все равно, установлено в компьютере два процессора, четыре или восемь. При развертывании, если установщик операционной системы распознает больше одного логического процессора, он извлекает из дистрибутива и устанавливает многопроцессорное ядро Windows. И именно это ядро ОС используется во всех случаях, когда логических процессоров больше одного. Таким образом, нет отдельного четырехпроцессорного или восьмипроцессорного ядра, и с точки зрения архитектуры, редакции, скажем, Windows Server 2003 абсолютно одинаковы. Тем не менее, указанное лицензионное ограничение технически реализовано в соответствующем дистрибутиве. Это означает, что в момент развертывания установщик проверяет, соответствует ли обнаруженное количество процессоров данной редакции Windows. И если нет, вы можете увидеть сообщение вроде этого: «Windows Small Business Server 2003 supports two processors. More than two processors were detected in this computer. The server will only use two processors. However, hyperthreading by processors is supported. To continue Setup, select the I acknowledge all warnings check box». Вот здесь и возникает вопрос: «Как Windows подсчитывает количество процессоров, или иными словами, способна ли ОС различать сокеты и ядра и распознавать технологию Hyper-Threading»?

Windows Vista и Windows Server 2008 делают это «из коробки» абсолютно корректно. Я также не столкнулся с проблемами при использовании Windows XP SP2 и Windows Server 2003 (любые редакции, с или без сервисных пакетов). Тестирование проводилось на машине с двумя двухъядерными процессорами и с включенной опцией Hyper-Threading. Все системы, включая Windows XP SP2 и Windows Server 2003 Web Edition, корректно использовали доступные процессорные мощности (Task Manager отображал восемь логических процессоров). Если у вас все-таки возникают проблемы, обратите внимание на статьи 932370 и 936235 Microsoft Knowledge Base. Не удалось установить на данный компьютер лишь Windows XP Professional RTM. Но использование Service Pack 2 проблему снимает.

2. Архитектурное ограничение. На уровне ядра 32-битные версии Windows поддерживают максимум 32 логических процессора, 64-битные версии – максимум 64 логических процессора. И вот эти максимумы не обойти никакими фиксами и редакциями.

Важное следствие из этого ограничения. Если на сервере с четырьмя четырехъядерными процессорами включена опция Hyper-Threading, мы упираемся в указанный выше предел (16 ядер х 2 = 32 логических процессора). Соответственно, если в такой сервер добавляется очередной физический процессор, Hyper-Threading в BIOS надо отключить, иначе Windows «не увидит» и не сможет задействовать новый процессор.

Надеюсь, я внес ясность в этот вопрос. Или нет? :)

Posted by ashapo | 5 Comments

Пластическая операция блога :)

Решил слегка изменить внешний вид блога. Так больше букв помещается. :) А это актуально в связи с планируемой серией "пухлых" постов.

Posted by ashapo | 0 Comments
Filed under:

Повтор веб-трансляции по кластерам в Windows Server 2008

Состоится сегодня в 12.00. Зарегистрироваться можно на нашем сайте, как обычно. Предприняты беспрецедентные меры для обеспечения отказоустойчивости сегодняшнего мероприятия. :)

Будем надеяться, все пройдет без помарочки, заходите!

Веб-трансляция по службе кластеризации Windows Server 2008

Какой-то рок просто! Второй раз за месяц накрывается интернет-канал прямо во время трансляции. Коллеги, приношу свои извинения!

Предварительно мы запланировали повторное проведение веб-трансляции по кластерам на 26 мая. Ссылка на регистрацию в ближайшее время появится на сайте и в блоге. Вещать буду из другого места, так что надеюсь, обойдется без проблем. :)

Ключевые изменения в ядре Windows Server 2008

Коллеги, только что завершилась веб-трансляция по указанной теме. Подчеркну, что эта веб-трансляция, равно как и несколько последующих, сделаны по презентациям, которые мы читали в только что прошедшей серии семинаров TechNet.

Завтра Андрей Бешков расскажет про Hyper-V, 20-го мая я про службу кластеризации в Windows Server 2008, 21-го мая снова Андрей о безопасности.

Как обычно, вы можете писать ваши вопросы. Но что еще хотелось бы от вас услышать, ваше мнение по двум пунктам.

Первое, насколько вообще интересен/нужен/акутален контент такого довольно глубокого технического уровня (уровня 400 по нашей классификации)?

Насколько понравилась/не понравилась и почему конкретно эта презентация по ядру? Интересует мнение и тех, кто слушал трансляцию, и тех, кто присутствовал на семинарах TechNet в различных городах.

Вот по этой ссылке после регистрации с помощью Live ID можно скачать записанный вариант трансляции.

Автоматизация развертывания Windows Server 2008 и Windows Vista SP1

Коллеги, судя по всему, во время трансляции были проблемы со звуком. Вечером появится запись, я проверю, все ли в порядке. Если нет, то запишу трансляцию еще раз и выложу на блоге.

Тем не менее, было бы интересно узнать ваше мнение об актуальности темы. Насколько подробно нужно (и нужно ли вообще) затрагивать вопросы развертывания. С одной стороны тема специфичная, с другой стороны, затрагивает, наверное, большинство из нас.

Ну и кстати, а какими инструментами и почему пользуетесь вы, когда необходимо установить софт на много машин?

Posted by ashapo | 3 Comments
Filed under:

Семинары TechNet в Челябинске и Казани

Коллеги, спасибо всем, кто посетил наши мероприятия. Мне кажется, что оба семинара и в Челябинске, и в Казани прошли довольно успешно, много вопросов, хорошие отзывы, большой интерес.

Ваши вопросы, комментарии и пожелания всячески приветствуются.

Запуск Windows Server 2008, SQL Server 2008 и Visual Studio 2008 в Москве и Питере

Уважаемые коллеги!

В Москве и Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные официальному запуску Windows Server 2008, SQL Server 2008 и Visual Studio 2008.

Ваши вопросы, которые вы не смогли задать, или на которые я не смог ответить, а также комментарии и пожелания категорически приветствуются.

Веб-трансляция о BitLocker

Коллеги!

Все накопившиеся у вас вопросы, комментарии, мысли, пожелания по прошедшей трансляции оставляйте здесь. Чуть позже опубликую ссылку на записанный вариант трансляции.

С наступающим Днем защитника отечества!

Posted by ashapo | 5 Comments
Filed under: ,

Launch 2008. Регистрация открыта

Друзья и коллеги!

Открыта регистрация на серию мероприятий, посвященных официальному запуску наших новых продуктов: Windows Server 2008, Visual Studio 2008, SQL Server 2008.

Ренат уже написал несколько рекомендаций, связанных с регистрацией.

Отдельно хотел бы обратиться к тем из вас, кто планирует посетить конференцию в Москве 18 марта. Пожалуйста, не тяните с регистрацией, сделайте это сегодня! Количество мест ограничено, а темпы регистрации таковы, что по всей видимости в Москве ее придется скоро закрыть.

Удачи! Увидимся!

За кулисами Платформы 2008

Прошел почти месяц с момента окончания Платформы 2008. Но только сейчас накануне новогодних и рождественских праздников появилась возможность написать несколько слов об этом мероприятии. Для тех, кто не знает, Платформа – ежегодная техническая конференция Microsoft, предназначенная для ИТ-специалистов, разработчиков, архитекторов, руководителей ИТ. Традиционно проводится в Москве. От себя добавлю, это главное мероприятие Microsoft в России, потому внимание к конференции велико и со стороны Microsoft, и со стороны ИТ-сообщества.

Я выступал с докладами на четырех предыдущих Платформах. Но в этом году впервые принимал участие непосредственно в подготовке конференции. Изначально моей основной и единственной задачей был трек для малого и среднего бизнеса, то есть подбор тем докладов, докладчиков, рецензирование презентаций и пр. На этом, правда, все не закончилось.

А дело в том, что мой коллега Рома Здебский был назначен ответственным за пленарный доклад (keynote owner). Роме, как человеку более близкому к среде разработчиков, нужен был кто-то, кто помог бы с демонстрациями для ИТ-аудитории. И поскольку сидим мы с ним в питерском офисе в одной комнате, то шансов избежать сей участи у меня практически не было. :) Я понимал, что будет… эм… непросто, но не представлял весь масштаб бедствия. :) 

Чтобы было до конца понятно, пленарный доклад (он же keynote) – это совершенно особая часть всей конференции. По уже устоявшейся традиции keynote открывает генеральный директор Microsoft Russia, а собственно сам доклад читает специально приглашенный гость, как правило, кто-то из высшего руководства корпорации. Свою речь этот человек естественно подтверждает демонстрациями наших продуктов и технологий, приглашая на сцену для собственно проведения демонстрации какого-либо сотрудника MS. Этот год не стал исключением, причем приглашенным гостем был не кто-нибудь, а Эрик Раддер (Eric Rudder) – старший вице-президент корпорации по технической стратегии. Если озвученная должность ни о чем не говорит, добавлю, что Эрик один пяти сотрудников, которые напрямую подчиняются Биллу Гейтсу. Ну, то есть оооочень большой начальник. :) Две же из пяти демонстраций keynote-а предстояло подготовить и провести вашему покорному слуге.

Скажу честно, перспектива выступления с демонстрациями на пленарной сессии да еще в присутствие вице-президента заставляла…, как бы так мягче выразиться,… немного волноваться. :) Невольно вспоминался коллега, который однажды феерично помог Биллу Гейтсу подключить сканер во время официального «запуска» Windows 98, и совершенно не хотелось оказаться в подобной ситуации. Кстати, того парня тогда не уволили, как многие думают, но эта мысль совершенно не грела. А ведь на Платформе мы рассказываем о технологиях ближайшего будущего и в большинстве случаев демонстрируем бета-версии продуктов, порой очень даже бета… :)

Однако всякого рода неожиданностей хотели избежать не только мы с Ромой, но и Саша Ложечкин – owner всей Платформы и по совместительству наш начальник. :) Была поставлена задача: обеспечить отказоустойчивость всех компонент keynote-а, включая человеческие ресурсы, если возможно. Сказано – сделано. Кибер-мозг Ромы придумал вот такую схему, согласно которой предусматривалось дублирование всего, что только можно было продублировать: проекторов, серверов, ноутбуков, микрофонов и пр.

hardware

Кроме того, на сцене располагались плазмы, на которых для Эрика отображались слайды и заметки на английском языке, в то время как на больших экранах люди из зала видели русские слайды. В результате помимо серверов, о которых чуть ниже, потребовалось 17 (!!!) ноутбуков плюс коммутационное оборудование. Когда за кулисами слева от сцены, если смотреть из зала, мы все это расположили, получилась целая лаборатория.  

Platforma2008_day1_mal_278

Platforma2008_day1_mal_279

Для моих демонстраций (Windows Server 2008, Hyper-V, SCVMM,…) мы позаимствовали у коллег из HP блэйд-серверы семейства HP BladeSystem c3000. На этом фото они видны слева от трибуны.

Platforma2008_day1_mal_2321

Всего там три сервера, каждый с двумя 4-х ядерными процессорами Intel Xeon и 16ГБ памяти, и дисковый массив на 600ГБ. Машины кстати очень мне понравились и с точки зрения скорости работы, и с точки зрения управления. Естественно, что управление серверами осуществлялось с ноутбука. Вопрос встал о том, как обеспечить отказоустойчивость самого процесса демонстрации. Резервный комплект оборудования есть, но как на него переключиться в случае проблемы? Идеальная картина – переключение должно пройти вообще незаметно для зрителей.

Решили, в ходе моего выступления на сцене второй человек за кулисами повторяет все шаги демонстрации на резервном оборудовании. Если что-то происходит не так, выступающий подает условный сигнал (не скажу какой :)), и на экраны в зале подается картинка с резервного железа. Загвоздка только в том, как быть с ноутбуком, с которого идет управление блэйдами. Запустить новые терминальные сессии к резервному серверу? Долго. И потом, сам ноутбук тоже может накрыться. Выносить резервный ноутбук из-за кулис на сцену в этот момент? Неудобно, заметно для зрителей.

Решили, ноутбуков на сцене не будет вообще! Все за кулисами. На сцене только монитор, USB-клавиатура и USB-мышка. И таких комплектов два.

Platforma2008_day1_mal_2311

Каждый кабелями подключен к соответствующему ноутбуку за сценой. Второй человек во время демонстрации повторяет все шаги, используя встроенную клавиатуру ноутбука. Если происходит проблема, я подаю сигнал, экраны переключают на отображение картинки с резервного комплекта, мне остается только сделать шаг вправо и продолжить демонстрацию с использованием вторых клавиатуры, мышки и монитора на трибуне. Оба-на!

Я не буду описывать в красках лица ребят из ARS Communications, помогавших нам в организации конференции, когда они впервые увидели эту схему. :) Но мы собрали ее, протестировали, и она работала!!!

Остается только добавить, что все демонстрации прошли без запиночки, на спасательный вариант мы так ни разу в «боевой» обстановке и не переключились. И это ХОРОШО!

Впереди лонч 2008 и Платформа 2009… :))))

More Posts Next page »
 
Page view tracker